Эстетика

Эстетика
   область философских, общетеоретических знаний обо всем, что связано с искусством, его возникновением, развитием, сущностью и функциями. Иногда эстетику отождествляют с философией искусства. Термин «эстетика» ввел в научное обращение немецкий философ А. Э. Баумгартен в своем трактате «Aesthetica» (1758). Он использовал его для обозначения способности человека к познавательной активности, руководствующейся в первую очередь чувством прекрасного.
   На протяжении почти двух с половиной тысячелетий западно-европейская эстетическая мысль развивалась в коцептуал ьных рамках категориальных оппозиций: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Они ограничивали проблемное пространство эстетики, не позволяли ей утратить свою специфику и раствориться в философии. Несмотря на то что эстетические идеи чаще всего развивались крупными философами и были органично встроены в их доктринальные структуры, для последующих поколений мыслителей не составляло труда вычленять их из общефилософского контекста и реконструировать эстетические концепции тех философов, которые не оставили специальных эстетических трактатов. Это относится к большинству античных и христианских мыслителей. В философии нового времени, благодаря в первую очередь трудам И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. В. Гегеля, эстетическая проблематика выделяется в самостоятельный концептуальный ареал.
   В середине XIX в. в эстетической теории набирают силу и расширяются позитивистское, а вслед за ним и материалистическое направление. Для К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей в Европе и России (Ф. Меринга, П. Лафарга, Г. Плеханова, А. Луначарского, А. Богданова и др.) искусство предстает как сфера социально-духовной жизни, находящаяся под определяющим влиянием экономических факторов. Это влияние, способное быть явным и скрытым, прямым и опосредованным, жестким и сравнительно мягким, позитивным и деструктивным, всегда существовало. Господствующий способ производства, социодинамика развития производительных сил и производственных отношений составляет активно действующий, универсальный причинный фактор. И художники всех времен и народов никогда не имели возможности избежать влияний этой силы и обрести полную творческую свободу. Аргументами марксистов в ползу правоты их подхода служили такие очевидные факты, как, например, появление печатного станка и его последующее влияние на развитие литературы.
   В этот же период, т. е. в конце XIX - начале XX вв. в эстетическом сознании художников, писателей, поэтов, композиторов происходят существенные трансформации, ведущие к появлению новых художественных форм, новых стереотипов художественного творчества и эстетического восприятия. Основные черты этих трансформаций:
   • ориентация на ревизию классических философско-мировоззренческих принципов художественно-эстетической деятельности;
   • уверенность в кризисном состоянии традиционных (теоцентрической и антропоцентрической) картин мира и моделей культуры;
   • убежденность в необратимости процесса секуляризации культуры;
   • отказ от методологических посылок традиционной метафизики и сравнительно молодого позитивизма;
   • установка на полное, всесторонне обновление художественного языка, поиск новых выразительных средств, которые помогли бы усматривать «за реальным реальнейшее» и изображать то, что скрыто от органов чувств.
   Эстетическая мысль этого периода, получившего название модерна (модернизма), углубляется в исследование этих метаморфоз и порождаемых ими проблем.
   В середине XX в. вышедшая из модернизма постмодернистская эстетика превратила в главный предмет своих аналитических усилий проблему поиска путей реконструирования модернистского культурного хаоса в культурный порядок. Проблема подобного возврата предполагает напряженную интеллектуальную работу, требует привлечения аналитических ресурсов философской мысли. Отсюда насыщенность постмодернистских художественно-эстетических изысканий X. Кортасара, А. Роб-Грийе, Дж. Фаулза, У. Эко и др. рафинированным интеллектуализмом в духе М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барта. Постоянно обращенные взгляды художников-постмодернистов в зеркало философско-эстетической рефлексии позволяют им прояснять собственные творческие позиции в контексте постоянно изменяющейся, крайне зыбкой, мятущейся реальности, находящейся в процессе трансформации из хаоса в порядок. Одновременно философский интеллектуализм выполняет просветительскую функцию и относительно эстетического сознания читателя, крайне нуждающегося в путеводительных пояснениях в лабиринтах постмодернистских художественных текстов.
   Нередко говорят о кризисном характере постмодернистского философско-эстетического сознания. Это справедливо только до определенной степени. Если полтора столетия тому назад западное философско- эстетическое сознание переживало кризис, связанный с его вхождением в эпоху модерна, то теперь оно переживает кризис, обусловленный выходом из плена модерна. При этом понятие кризиса не совсем подходит для описания этого процесса. Это скорее процесс затяжного катарсиса как очищения-выздоровления больного эстетического сознания. До полного выздоровления еще очень далеко. Культурный организм содрогается в мучительных конвульсиях, но его страдания носят очистительный характер. И философско-эстетическая рефлексия теоретиков искусства и самих художников выполняет не только просветительскую, но и катарсическую функцию. Идет напряженная духовная работа, в ходе которой творческое сознание постепенно освобождается от модернистских стереотипов и ищет художественно-эстетические формы, аутентичные духу времени и его явным запросам и скрытым нуждам.
   ◘ Лит.: Басин Е Я. Семантическая философия искусства. - М., 1973; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. -М., 1990; Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970; Ильин И. П. Постомодернизм: Словарь терминов. - М. 2001; Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996; Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997; Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. - М. 2001; Манн Ю. Русская философская эстетика. - М. 1998; Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000; Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск, 2001; Савицкий С. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы. - М. 2002; Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. -М., 1999; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М., 1999; Тэн И. Философия искусства. - М. 1996.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Эстетика" в других словарях:

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …   Энциклопедия культурологии

  • Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… …   Литературная энциклопедия

  • Эстетика —     ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… …   Словарь литературных терминов

  • ЭСТЕТИКА — (греч. от aisthanesthai чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТЕТИКА [< гр. aisthetikos относящийся к чувственному восприятию] 1)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эстетика — и. ж. esthétique f. <гр. aisthesis ощущение, чувство. 1. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества. БАС 1. Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Карамзин ПРП 2 40. // …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭСТЕТИКА — (от греческого aisthetikos чувственный), философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Как… …   Современная энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эстетика — (от греческого aisthetikos чувственный), философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Как… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭСТЕТИКА — [тэ], эстетики, мн. нет, жен. 1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (иск.). || Система взглядов на искусство, которой придерживается кто нибудь (книжн.). Эстетика Пушкина. «Каждый… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭСТЕТИКА — термин, разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате «Aesthetica» (1750 1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному «эстетикос» чувствующий, ощущающий, чувственный …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»